ГлавнаяОтделенияВрачиСтатьиО КлиникеКонтакты
Главная Библиотека Расстройства психики Речь и поведение при эмоциональном расстройстве

Речь и поведение при эмоциональном расстройстве

Следует уделять внимание к особенностям речи и поведения больных с эмоциональными расстройствами и правильная реакция на них

Поглощенный работой врач общей практики нередко не замечает, как разговаривают и держатся больные, а ведь эти признаки могут многое сказать о больном, особенно если он предъявляет необъяснимые жалобы.

Приемы отражения и подтверждения

Скажем, больной сидит сгорбившись, опустив голову и потупившись, часто вздыхает; может быть, в его глазах блестят слезы. В таком случае врачу помогут вести беседу приемы отражения и подтверждения. Для этого используют такие фразы:

  • "Вам действительно грустно" (отражение);
  • "Я понимаю, почему вам грустно. Любой чувствовал бы себя так же" (подтверждение).

Эмоциональное состояние больного

Часто врач замечает, что больной печален, но не спешит выяснить причин его грусти, считая чувства больного ящиком Пандоры, который лучше не открывать. Расспрос позволяет обнаружить другие признаки эмоционального расстройства (например, больной заплачет) и выяснить подробности жизни больного. И все же врачи общей практики часто сознательно избегают подобных бесед с больным, не желая тратить время.

Не интересуясь эмоциональным состоянием больного, врач совершает тактическую и нравственную ошибку. Больному нужно, чтобы врач выслушал и понял его. Сталкиваясь с безразличием врача, больной чувствует, что его не понимают и не хотят понимать. Это не может не вызвать у больного недовольства, и он не захочет сотрудничать с таким врачом и выполнять его рекомендации.

С тактической точки зрения, лучше ответить на эмоциональный посыл больного в самом начале беседы, это позволит получить гораздо больше сведений о нем. В конечном счете внимание к эмоциям больного экономит время; это всегда заметно при длительном общении и почти всегда - при кратковременном. Так врач укрепляет свои отношения с больным, да и тратить время на выяснение причин других жалоб ему уже не придется. Остаться в стороне от переживаний больного, игнорируя его намеки, все равно не получится, а отсутствие взаимопонимания рано или поздно приведет к непредсказуемому и бесполезному взрыву эмоций. Примерно в 20% случаев, уже дойдя до двери, больной поворачивается и говорит: "Да, кстати..." В итоге врач теряет и время, и душевное равновесие.

Опытный врач знает, как избавить себя от бурных сцен, - во время беседы он плавно переходит от выяснения жалоб к оценке психического и эмоционального состояния больного. Уметь тактично и сочувственно поговорить с больным о его переживаниях и чувствах врачу общей практики не менее важно, чем подробно расспрашивать его о соматических жалобах.

Проф. Д.Нобель

«Речь и поведение при эмоциональном расстройстве» – статья из раздела Расстройства психики

Дополнительная информация:

Яндекс.Метрика
©Эффективная медицина
2004-2024

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и не являются публичной офертой. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. ООО «ТН-Клиника» не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на данной странице.

ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ